31.01.2016
Правило №2. Практичность
19.11.2015
Правило №3. Верность традициям
21.09.2015
Правило №4 - Выбирать только лучшее
07.08.2015
Элитные поселки Всеволожского района
01.07.2015
Современный загородный дом
03.04.2015
Ландшафт экстра-класса
10.03.2015
Правило №5 - Широта обзора
02.03.2015
Правило №6 - Комфорт во всем
19.02.2015
Правило №7 - Постоянный контроль (управляемость, безопасность, контроль)
12.02.2015
Цикл публикаций "Семь правил элитной загородной жизни"
12.02.2015
Цикл публикаций "Семь правил элитной загородной жизни"
20.01.2015
Готовность объекта. Фотоотчет (Декабрь 2014)
12.11.2014
Последние тенденции на рынке загородной элитной недвижимости
17.10.2014
Энергоэффективный коттеджный поселок – фантастика? Реальность!
20.09.2014
Мы лучшие! Рейтинг коттеджных поселков Петербурга и Ленинградской области
15.09.2014
Акцент на экологию и активный образ жизни
08.07.2014
Состоятельные петербуржцы предпочитают жить за городом
11.05.2014
Неофункционализм в архитектуре современных загородных домов
09.04.2014
Итоги участия в 11-ой конференции по пассивным домам в рамках выставки MosBuild
28.03.2014
Участие в выставке MosBuild
14.06.2013
Коттеджи по интересам
08.06.2013
Финансовые аспекты покупки элитной загородной недвижимости
29.04.2013
Время определяться
Современная архитектура в элитном частном домостроении
Глядя на современные строения, окружающие нас в повседневной жизни, мы, возможно, и не задумываемся о том, что это тоже архитектура.
В самом деле: что может быть общего между Исаакиевским собором и типовой панельной многоквартирной «коробкой» в спальном районе? Между функциональным, но при этом абсолютно гармоничным по пропорциям и декору зданием Гостиного Двора и безликим торгово-развлекательным комплексом из стекла и бетона? Наконец, между «скромной загородной резиденцией» императорской семьи – Павловским дворцом и некоторыми загородными поселками с элитными частными домами, окружающими петербургские предместья? Кажется, не может быть двух разных мнений по поводу того, что из перечисленного достойно называться гордым словом «архитектура», а что – нет.
И тем не менее, все это – творения архитекторов, и, следовательно, каждое из этих зданий в равной степени является проявлением архитектурной мысли.
Архитектура всегда отражает свое время, и строительство загородных элитных частных домов в данном случае не исключение. Последнее десятилетие прошлого века было эпохой «кирпичных замков» с башнями и бойницами, которые формировали облик тогдашних строящихся элитных коттеджных поселков. Некоторые из них до сих пор «украшают» собой окрестности Петербурга, Пушкина, Зеленогорска, Выборга как живые памятники «лихим девяностым». Еще бы: популярная поговорка «мой дом – моя крепость» в те времена часто была не преувеличением, а реальным залогом выживания владельца загородной резиденции. Высокие капитальные заборы, бронированные ворота, глухие стены с узкими окнами, минимум открытых архитектурных планов – все это уподобляло загородный дом состоятельного человека девяностых замку средневекового феодала, в котором при необходимости можно было выдержать настоящую осаду. Да и в повседневной жизни такой дом полностью соответствовал ценностям эпохи: с одной стороны, выставлял напоказ достаток хозяина, с другой - ничего не говорил о его личности.
Безусловно, архитектурный облик этих «дорогих загородных домов» определялся в первую очередь запросами владельца, которым архитекторы того времени чаще всего бездумно следовали. Строительство персональных загородных резиденций тогда еще не стало в нашей стране самостоятельной архитектурной специальностью, архитекторов, следивших за мировыми трендами в этой отрасли, насчитывались единицы. «Лихие девяностые» не подарили нам новых шедевров в городском домостроении и не обогатили архитектурную сокровищницу предместий – просто потому, что этого и не могло тогда произойти по объективным причинам.
Новый век принес с собой новые ценности, новый стиль жизни и новые подходы к загородному строительству. Современный элитный частный дом должен быть просторным, стильным и комфортным, должен сочетать функциональные достоинства с эстетическими и, что не менее важно, должен отражать личность владельца. Именно такие задачи ставят современные заказчики перед создателями элитных загородных поселков, предоставляя им значительно бОльшую, чем прежде, свободу в архитектурных и инженерных решениях, в выборе материалов и технологий.
Итак, какой он – современный элитный частный дом для постоянного проживания?
В первую очередь это просторное и удобное жилище, которое возводится не для демонстрации успешности владельца, а для комфортной жизни – его самого и членов его семьи, часто включающей в себя два и даже три поколения. Общая площадь такого дома обычно варьируется в диапазоне от 250 до 500 м². Внутренние помещения проектируются исходя из удобства повседневного быта – благо современные технологии и материалы позволяют создать практически любую планировку. Среди строительных материалов, используемых в загородном домостроении, предпочтение по-прежнему отдается проверенным вариантам – оцилиндрованному бревну, цельному или клееному брусу, кирпичу, керамическим блокам, натуральному камню и другим материалам природного происхождения. Интересным трендом последних лет можно назвать «второе пришествие» газобетона. То, в каких комбинациях будут использоваться эти материалы, определяется автором проекта здания в зависимости от выбранной хозяином дома архитектурной стилистики.
Новейшие строительные технологии позволяют построить дорогой загородный дом практически в любом стиле – от рококо до модерна, а современные инженерные системы сделают жизнь в таком доме комфортной и приятной независимо от того, как он выглядит снаружи. И тем не менее, по наблюдениям многих экспертов, большинство владельцев элитных загородных коттеджей на Северо-Западе предпочитают классическую европейскую архитектуру. Чаще всего в качестве ориентиров используются традиции частного домостроения в близких нам по климату северных странах – Швеции и Финляндии. Отдельные элементы и принципы организации пространства заимствуются также во Франции и Италии, где при проектировании уделяется пристальное внимание единству внутренних помещений и гармоничному планированию территории вокруг дома. Дома в стиле альпийских «шале»,финские деревянные дома, фахверковые дома, дома в духе «скандинавского модерна»,канадские экодома - архитектурный облик современных элитных коттеджных поселков может быть очень разнообразным. Общим недостатком архитектурных решений таких элитных загородных поселков является их типовой характер. Девелоперские компании, занимающиеся возведением этих поселков, и отдельные архитекторы, работающие по индивидуальным заказам, часто идут по пути доработки стандартных проектов элитных коттеджей или строительства из домокомплекта, будь то клееный брус или газобетонные блоки. Такие дома хороши всем, кроме одного – они построены не для Вас. Они не учитывают персональные запросы Вашей семьи и редко бывают органично связаны с ландшафтом местности и прилегающей к дому территорией.
Возможно, поэтому, несмотря на многообразие вариантов архитектурных стилистик современных загородных домов, в последнее время эксперты рынка элитной загородной недвижимости Петербурга все чаще говорят о своеобразном творческом кризисе отрасли. Современный покупатель элитного частного дома ждет от своего жилья не только качества, комфорта и изящества, но и индивидуальности и гармонии с окружающим миром – а этого практически невозможно добиться, если ориентироваться на ограниченный набор из нескольких десятков типовых проектов. Каждый уголок природы, где может быть построен загородный дом, обладает своей собственной аурой, уникальностью, гармонично раскрывающейся во взаимодействии с личностью владельца дома, и это взаимодействие необходимо учитывать при проектировании как один из основных критериев верно выбранного архитектурного решения. Этому принципу следовал в своей работе один из наиболее влиятельных архитекторов XX века, заложивший основы так называемой «органической архитектуры», американец Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959).
Концепция «органической архитектуры» Фрэнка Ллойда Райта появилась в самом начале XX века и во многом определила облик современных американских предместий. Основная его особенность – стремление достичь максимальной гармонии между природной средой и творением человека. Для «органических» домов характерны открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, отделка необработанными природными материалами и ритмичные членения фасада каркасными конструкциями. Прообразами этих зданий в равной степени были уединенные фермы равнинной Америки и горные храмы средневековой Японии. Внутри «органических» домов нет несущих стен: просторные помещения словно перетекают одно в другое, визуально объединяясь с придомовой территорией благодаря просторным открытым террасам и балконам. Особое внимание Райт уделял интерьерам своих домов, добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемое им жизненное пространство для конкретного человека.
Согласно законам «органической архитектуры», здание должно восприниматься как неотъемлемая часть того ландшафта, который природа создавала в течение тысячелетий. Оно должно быть цельным и монолитным, чтобы производить впечатление объекта, сделанного из единого массива, а не собранного из многочисленных деталей. Оно должно выглядеть так, как будто стояло здесь всегда. Поэтому для строительства и декорирования «органических» домов, как правило, выбираются экологически чистые материалы натурального происхождения: природный камень, дерево, керамика. Но «органический стиль» родился в ХХ столетии, в эпоху, когда появились и достигли совершенства большинство современных строительных технологий. При их возведении используются прочные каркасные конструкции, легкие и надежные материалы перекрытий и кровли и самые передовые инженерные системы. Одним словом, «органические» дома – это своего рода прообраз «дома будущего», которое фантасты и ученые называют «постиндустриальным миром» и в котором на первый план выйдут такие ценности, как гармония человека с природой и всестороннее развитие творческой индивидуальности.
Наконец, следование принципам «органической архитектуры» - залог того, что загородный дом будет подлинным отражением личности его хозяина. Ведь наследие Фрэнка Ллойда Райта – это не набор строительных клише и готовых проектных решений. Это даже не архитектурный стиль в традиционном понимании этого слова – не то, чему можно подражать и что можно бездумно копировать. «Органическая архитектура» - это комплексный подход к организации жилого пространства человека, желающего существовать в гармонии с природой и другими людьми. Это своего рода отправная точка, двигаясь от которой архитектор может создать уникальное, ни на что не похожее здание, предназначенное для реальной жизни. Оно никогда не выйдет из моды и не превратится в архаизм: «органические дома» - это постройки на все времена.
Анализируя перспективы развития российского рынка загородной недвижимости, эксперты отмечают: как и во многом другом, мы с некоторым запозданием повторяем путь, уже пройденный архитекторами Запада. А это значит, что будущее за простотой и ясностью линий, лаконичностью планировочных решений, тщательной продуманностью интерьеров. То есть за принципами «органической архитектуры», которые примерно 100 лет назад сформулировал Фрэнк Ллойд Райт и которые теперь реализуются его последователями в клубных кварталах.
Вполне естественно, что распространение новаторских идей в нашей стране начинается со столиц – первые элитные загородные поселки, построенные по правилам «органической архитектуры» Фрэнка Ллойда Райта, уже появились в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Санкт-Петербурге строительство клубного квартала «Райт Парк», расположенного во Всеволожском районе Ленинградской области и названного в честь автора концепции «органической архитектуры», .
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |